09:24
Воспоминания Алексея Григорьевича Родина


Глазами очевидца: Через Дон – к Победе. (Воспоминания Алексея Григорьевича Родина).
Герой Советского Союза Алексей Григорьевич Родин, командир сформированного в Москве 26-танкового корпуса, чьи воспоминания, хранятся в Калачевском краеведческом музее - одна из ключевых фигур тех напряженных дней и ночей подготовки и проведения боевой операции «Уран». Ровно 77 лет назад, 18 ноября 1942 года, советские воинские части, сосредоточенные на правом берегу Дону, начали готовится к рейду на позиции врага. Было принято окончательное решение о начале в районе Калача боевой операции, ставшей одной из ключевых по окружению противника в ходе Сталинградской битвы.
«Танковый рейд по тылам противника» так назвал свои воспоминания генерал-майор танковых войск А.Г.Родин.
«Завтра в путь».
«18 ноября 1942-го окончательно стало известно, что советские танки идут в глубокий тыл противника. Предстоит путь в 200-300 километров. На этом пространстве необходимо подавить сопротивление врага, уничтожить его резервы, нарушить связь, работу тыла, отрезать пути подвоза, сорвать работу штабов. Короче, надо создать в тылу противника такую панику, от которой он долго не мог бы прийти в себя. Эту боевую задачу нужно выполнить в отрыве от своих войск и баз снабжения. Нужно не только пройти заданное приказом пространство, но и закрепить его за собой.
Горячо взялись танкисты за подготовку к рейду. Нельзя было рассчитывать на то, что боеприпасы, горючее и продовольствие будут подвезены туда, куда шли танки. Противник мог в любой момент перерезать коммуникации и сорвать нормальную работу нашего тыла. Поэтому решено было взять с собой все необходимое для боя и движения танковых колонн в отрыве от наших войск.
Предусматривалась каждая мелочь. Командиры частей еще и еще раз продумывали, все ли они взяли с собой, нет ли чего лишнего, правильно распределяли грузы. Особое внимание уделялось танкам и транспортным машинам. Просматривался каждый винтик, каждый агрегат. Как человеческое сердце прослушивались моторы. Ведь боевые машины должны пройти десятки километров по снежной целине, под огнем, по сильно пересеченной местности, может быть, в снежном буране. Машины с красной звездой на броне должны преодолеть в брод или по льду речки, глубокие овраги с обрывистыми берегами, целую систему противотанковых препятствий.
В первый же день рейда предстояло пройти свыше 60 километров вне дорог, без ярко выраженных ориентиров на местности, по лабиринту степных балок. Решено было взять проводников. Это гражданские люди, они не раз совершали путь по нужному маршруту на гужевом транспорте. Как-то у них выйдет дело на боевых машинах? Не рассчитывая только на проводников, каждый командир тщательно изучал местность до переднего края обороны противника.
Сложная работа проводилась штабом. Увязывались действия танков с другими родами войск. Удалось провести военную игру с командным составом частей на маршруте предстоящих боевых действий. Считанные часы остались до сигнала: вперед! Объявлен был отдых для бойцов и командиров, но никто не спал. Вновь и вновь продумывали, все ли сделано для успеха рейда. Взволнованы были не только молодежь, но и опытные бойцы.
«Танки вступили в бой».
19 ноября 1942г с рассветом прогремели первые залпы нашей артиллерии. Началась артиллерийская подготовка — сигнал к движению танков на исходные позиции. Ожили, наполнились гулом сотен моторов окрестные леса. Это явилось сюрпризом для противника. До дня нашего наступления, несмотря на тщательную и непрерывную воздушную разведку, ему так и не удалось обнаружить наши группировки.
Туман окутал всю местность. Видимость была 200-300 метров, сплошное «молоко». Но танкисты не унывают. Недаром так тщательно и требовательно отрабатывались с ними ночные марши без света. Танки пойдут точно по заданному курсу.
Взлетела ракета. Наши машины вступили в бой. Вот уже пройдены первые немецкие окопы и проволочные заграждения. Всюду много вражеских трупов. Земля вспахана нашими снарядами. Артиллеристы и первые эшелоны танковой пехоты поработали на славу.
Попытку отразить нашу атаку немцы сделали только на втором оборонительном рубеже. Танки вступили в бой о хода. Успешная операция! Результатом ее явились сотни пленных гитлеровцев, 20 орудий были оставлены бегущим в панике противником. Сотни трупов фашистов устилали путь, по которому прошли наши машины.
Слева, несколько отстав от танков, вела бой с противником танковая колонна под командованием полковника Филипенко. В образовавшийся прорыв устремилась правая колонна. Танки заняли вражеский опорный пункт — ферму № 2.
Пройден второй оборонительный рубеж. Сопротивление немцев сломлено. Темп движения непрерывно нарастает. Все внимание левому флангу. В любой момент противник может перейти в контратаку, Филипенко ввязался в тяжелый бой с немцами на участке, не тронутым нашим артиллерийским огнем. Он принял правильное решение — обходить гитлеровцев справа.
Дорог нет. Степь, балки. На преодоление их уходит много времени. Быстро надвинулся вечер. Позади слышна артиллерийская канонада. Это наша пехота ведет бой с противником на фланге, уничтожая узлы его сопротивления. Ночь, но танки продолжают двигаться вперед.
Включили фары. Идти легче. В степи наши танковые колонны прорезают новую широкую дорогу. По краям ее стеной стоит высокая обледеневшая степная трава. Ориентируются как в море, по компасу. Ветер все усиливается. Снежный буран. Снег слепит глаза, закрывает толстым слоем смотровые щели танков, стекла транспортных машин. То и дело приходится останавливаться, проверять ориентировку.
Наконец-то вышли к совхозу. Это первый местный ориентир. Противника здесь нет. Он бежал, оставив подожженные склады. Их огонь служит маяком для наших колонн. Танки продолжают идти вперед, выходят на дорогу. Но она уводит влево от курса. Приходится ее оставить и опять идти снежной целиной.
Откуда-то справа открывает огонь вражеская артиллерия. Наши машины выключают свет. Все тонет во мраке и вихрях снега. Но движение вперед продолжается. Еще два часа хода и танки останавливаются для заправки. Тылы не отстали ни на один километр.
Слева параллельным курсом идут в тыл какие-то танки. Кто это? Вероятно, одна из наших частей? А может быть противник? Решено выслать дополнительную разведку. Все устали, но у всех приподнятое настроение. Танкисты чувствуют, что первый этап рейда прошел успешно. Командир торопит с заправкой машин. После доклада о готовности колонны к движению рейд продолжается.
В пути было получено донесение от разведки. Замеченные слева танки оказались вражескими. Они пошли в тыл нашим. Тем лучше. Там есть, кому их встретить и разгромить. Хорошо, что танкисты, совершающие рейд, не ввязались с ними в бой. Помогла ночь. Сейчас для этих танков все пути отступления будут отрезаны.
20 ноября на рассвете наши танкисты с хода захватывают населенные пункты Ново-Царицынский, Варламовский, Перелазовский и несколько позже — Ефремовский. Противник оказал сильное сопротивление в Перелазовском. Эта яростная, но бесплодная защита понятна: там был штаб корпуса немцев.
Стремительным ударом с хода, охватывая оба фланга мотопехотой, участники рейда быстро захватили Перелазовский. Неожиданное появление советских танков в тылу у немцев создает огромный эффект. Противник бежит в панике. Гитлеровцы успевают зажечь только один продовольственный склад. Все остальные немецкие склады и учреждения остаются в целости. В домах брошены штабные документы. Шинели и шубы офицеров висят на вешалках. Их владельцы, видимо, выскочили на мороз в кителях.
На улицах так и остались незаведенными автомашины с битыми гусями и поросятами. Главное, в Перелазовском сохранились склады с горючим. Немецкий бензин заполняет баки наших танков. Сэкономлен советский бензин. Он еще пригодится в рейде.
В Ново-Царицынском произошел забавный случай, лишний раз подтвердивший неожиданность появления советских танков в тылу противника. Группа наших командиров стоит на улице. Полным ходом мчится немецкая малолитражная автомашина. Стоп! — дает боец сигнал винтовкой. Пассажиры нехотя выходят из машины. Оказывается, прямо в руки к нам попал обер-офицер штаба одного из немецких армейских корпусов.
На кратком привале танкисты подсчитывают первые результаты рейда. Они не плохи. Противник понес большие потери. Истреблено свыше 1000 гитлеровцев, захвачено в плен 2 500 вражеских солдат и офицеров. Нам досталось свыше 300 автомашин противника, много его складов с боеприпасами и продовольствием, свыше 30 орудий. В пути уничтожены 18 немецких танков. Отрезаны дороги отхода остаткам двух пехотных дивизий врага.
Ночь танкисты провели в Перелазовском, создав круговое охранение. Противник дважды пытался контратаковать их, но, понеся большие потери, отступил на исходные рубежи. В это время наши передовые отряды с боем заняли вражеские опорные пункты — Зотовский и Калмыков.
С утра 21 ноября продолжалось движение на Калач. Всюду противник поспешно отступает. За несколько часов нашего наступления заняты хутор Рожки, Добринка и село Остров. Дорога на протяжении 30-40 километров усеяна трофеями. Тут же и трупы гитлеровцев, пытавшихся оказать сопротивление. Навстречу нашим главным силам движутся группы военнопленных по 300-400 человек каждая. Бредут по одиночке вражеские солдаты, понявшие бесцельность сопротивления.
Вечером танкисты делают остановку в селе Остров. Нужно произвести очередную заправку машин, подтянуть отставшие танковые части. Высылается вперед разведка. Она доносит, что в 200 километрах от Острова по направлению к Дону имеется оборонительная полоса противника. Значит, предстоит очередной бой. Но танкисты не спешат ввязываться в него. С помощью местных жителей выясняются важнейшие данные о противнике в Калаче. Судя по всему, в городе не менее тысячи немецких солдат в гарнизоне, много пушек. Через Дон немцами построена хорошая переправа, которая может выдержать наши танки.
В 2 часа ночи 22 ноября в избу к командиру вводят женщину. Она пришла из Калача в село Остров за продуктами. Командир лично допрашивает ее. Старается выяснить все подробности относительно охраны переправы.
– Часовые на мосту проверяли у вас документы?
– Нет, — отвечает женщина.
– А машины немецкие через мост идут со светом?
– Да.
В 5 часов утра к Дону уходят машины и танки. На бугре за селом вспыхивает свет. Филиппов приказал включить фары. Правильно, это должно дезориентировать противника…
Через полчаса после отправки группы Филиппова я приказал начать движение главных сил к Дону. Колонны подходят в степи к укрепленной полосе противника. Выстрелы. Наши отвечают противнику. Завязывается бой.
Противник крепко закопался. Тут много дзотов и зарытых в землю танков. Все эти огневые точки поливают наших дождем снарядов и пуль. Танкисты создают заслон и ищут открытых флангов противника. Бой идет с нарастающей силой. Где Филиппов? Погиб или взял переправу? Ведь до Калача рукой подать, но, если немцы взорвут переправу, к городу не подойти. Лед на Дону еще тонок для наших тяжелых машин.
Докладывают: подошла левая колонна танков, которой командует Филипенко. Она славно поработала в эту ночь. Захватила опорный пункт Плесистовский, очистила от противника Качалинский. Взято много трофеев и пленных.
Командование ставит Филипенко задачу – обходом обороняющегося противника слева, не ввязываясь в бой, прорваться к реке и захватить переправу у Калача. Справа оборону противника охватывает танковая часть, которой командовал Иванов. Немец дрогнул и стал отходить, а затем побежал на юго-восток.
К 17 часам от Филипенко получается радостная весть: преодолев сильное огневое сопротивление немцев, разминировав несколько минных полей, он вышел к переправе. На мосту встретил группу Филиппова. Переправа целиком сохранена для наших танков. Всех танкистов и пехотинцев молнией облетело это сообщение.
Колоссальный подъем духа в частях. Все понимают значение этого успеха. Надо скорее расправиться с противником на западном берегу Дона и – на Калач. Надежно обеспечив свой правый фланг, танкисты занимаются очисткой берега реки от остатков вражеских частей.
Приходит второе радостное сообщение. Сосед слева подошел вплотную. Теперь левый наш фланг обеспечен от любых неожиданностей.
«Штурм».
Все время поступают донесения из частей. Танкисты Филиппова и Филипенко продолжают сосредоточиваться на левом берегу Дона в двух километрах от Калача. Их передовые отряды ведут бои на подступах к городу. Танкисты справа продолжают очистку другого берега. Противник хотя и ослабел, но оказывает сопротивление. Всю ночь продолжаются бои. Идет напряженная подготовка к захвату Калача.
Артиллерия занимает огневые позиции на высоком, крутом берегу Дона. Калач прямо под жерлами наших орудий. Приказ – и снаряды обрушатся на огневые точки противника, расположенные прямо на улицах города и во дворах. Но это крайняя мера. В Калаче много советских граждан. Огневой налет на фашистов может вызвать жертвы среди мирного населения. Поэтому командир делает все, чтобы не пускать нашу артиллерию в ход.
С утра танкисты Филиппова и Филипенко рвутся в город.
Уже к 10 часам утра наши боевые машины ведут бой на западной окраине Калача. На восточной окраине гитлеровцы продолжают удерживать свои позиции. Выбить их оттуда поручается мотострелковому батальону. Он перебирается через Дон по льду. Сопротивление врага сломлено. Оставшиеся в живых немцы бегут по дороге к Сталинграду. Наши танки преследуют их.
– Калач взят! – передает рапорт наша радиостанция.
– Повторите! – требует командование.
Трижды повторяется это радостное сообщение.
В Калаче из докладов командиров Филиппова и Филипенко полностью выясняется картина боев за переправу. Отряд Филиппова прошел через линию обороны противника и через мост на Дону. Автоматчики соскочили с машин и уничтожили охрану моста, предотвратив взрыв минированной важнейшей стратегической переправы. Шестнадцать часов 60 советских автоматчиков и пять танков, заняв круговую оборону, защищали мост через Дон. Одновременно они отбивались от противника, наступавшего со стороны Калача и отходившего к мосту сo стороны села Остров. К исходу шестнадцатого часа боя к мосту подошла танковая часть Филиппенко и танкисты совместно предприняли удар на Калач. Приводятся в порядок боевые машины. Отмываются от порохового нагара и копоти экипажи танков. Короткий час отдыха. Танкисты знают: проведенный ими рейд – только звено, только начало осуществления стратегического плана окружения и разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, плана, созданного Верховным Главнокомандованием Красной Армии.
Впереди новые бои, новые схватки с врагом. И мы смело пошли навстречу этим новым боям…»
Р.S. Алексей Григорьевич Родин (17.02.1902г-27.05.1955г) родился в селе Зуево Тверской области, в многодетной семье крестьянина, где было 5 сыновей и 4 дочери. Самостоятельным трудом начал заниматься с 12 лет, с 1914г по 1920г работал по найму батраком и чернорабочим. В 1920г поступил добровольно на службу в КА рядовым бойцом в отдельный кавэскадрон при РВС 9-й Армии. Участник гражданской войны. В 1926 г окончил Московскую артиллерийскую школу. Член ВКП(б) КПСС с 1926г. С 1932г по 1937г учился в военной Академии механизации и моторизации им.Сталина в городе Москве. Участвовал в советско-финляндской войне в 1939-1940гг (был начальником автобронетанковой службы 50-го стрелкового корпуса).
На фронтах ВОВ Родин Алексей Григорьевич с июня 1941г. Был замкомандира танковой дивизии, командиром танковой бригады, замкомандующего 54-й Армии по танковым войскам. 13.07.1942г назначен командиром формируемого в Москве 26-танкового корпуса. 10.08.1942г корпус включен в состав 5-й ТА.
19.11.1942г с Серафимовичского плацдарма в соответствии с планом «Уран» 26-й тк начинает легендарный рейд на Калач. В ночь с 21 на 22.11.1942г передовым отрядом корпуса был захвачен мост через Дон и 23.11.1942г был освобожден Калач-на-Дону, что обеспечило успех операции по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом.
За выдающиеся подвиги личного состава 08.12.1942г 26-й тк был преобразован в 1-й гвардейский.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07.02.1943г за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Родину А.Г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
По окончании Сталинградской битвы до 09.09.1943г Родин командовал 2-й ТА ,затем бронетанковыми и механизированными войсками Западного и 3-го Белорусского фронтов. С 1949г – начальник управления боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск советских Вооруженных Сил. В 1953г окончил Высшие академические курсы при Военной Академии Генерального штаба. С 1954г- гвардии генерал-полковник танковых войск (1944г) Родин А.Г.- в запасе.
Награжден: 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Кутузова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени и 8 медалями. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Калач-на-Дону высоко оценил заслуги генерал-майора А.Г.Родина. Решением Калачевской городской Думы №199 от 07.06.2012г Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Родину А.Г. присвоено звание «Почетный гражданин г.Калача-на-Дону».
Просмотров: 641 | Добавил: АПыркова | Рейтинг: 0.0/0